История развития жанра кинокомедии начинается с первых шагов развития кинематографа. Создатели кинематографа – братья Люмьер - на первом же киносеансе на бульваре Капуцинок, после знаменитого «Прибытия поезда» показали коротенький фильм «Политый поливальщик» (1895г.). Сюжет прост: поливальщик поливает цветы и не видит, что озорной мальчишка наступает ногой на шланг, вода перестает течь. Поливальщик в недоумении заглядывает внутрь шланга, хулиган в этот момент убирает ногу и в лицо садовнику брызжет струя воды. И из этой незамысловатой сценки вырос такой любимый всеми жанр кино, как кинокомедия! Причем, жанров кинокомедии множество. Тут и буффонада, и пародия, и трагикомедия, и музыкальная комедия и многое еще.
Пионерами по созданию кинокомедий стали французы. Первым комедийным актером считается Андре Дид. Он снимался в роли некоего неудачника мсье Буаро. Мсье Буаро постоянно обливают водой, гоняются за ним, он попадает в смешные нелепые ситуации, но благодаря своей тупости, ему удается благополучно из них выпутаться. Фильмы про Буаро были невероятно популярны во всем мире. Только звали смешного неудачника везде по - разному. В России он был Глупышкиным, в Италии – Кретинетти, во Франции его звали Санчо. После отъезда в 1908 году Андре Дида в Италию, ему на смену во французском кино пришел Макс Линдер. Фильм, после которого он стал звездой – это «Первые шаги на льду». Он первый создал постоянный комедийный образ, переходящий из фильма в фильм. Юмор Макса Линдера тоньше, чем героев Андре Дида, он не клоун, а простой заурядный человек, попадающий в смешные ситуации. Его герой - человек интеллигентный, непрактичный, не приученный к физическому труду. Во время первой мировой войны Макс Линдер снимается в комедиях военной тематики: «Макс и шпион», «Макс и сакс».
В начале 20-го века взошла звезда Чарли Чаплина. Он создал самый незабываемый комедийный образ бродяжки по имени Чарли. Чарли Чаплин был не только актером, но и режиссером фильмов, в которых он снимался. Первый фильм, созданный им - «Застигнутый дождем», затем «Золотая лихорадка», «Огни большого города». Мировую известность Чарли Чаплину принесло немое кино.
Создание первых русских фильмов относится к 1908 году, а значительный рост российского кинематографа начался в 1910. В основном, фильмы снимались на исторические темы, использовались сюжеты народных песен или произведений русских классиков. Владимир Гардин снимает «Дворянское гнездо», Яков Протазанов – «Пиковую даму». Появились и первые русские звезды Иван Мозжухин, Вера Холодная, Владимир Максимов. Комедийный жанр в русском кинематографе этого периода не был представлен какими-то яркими запоминающимися лентами.
В советском государстве киноиндустрия стала развиваться семимильными шагами в 30-х годах. Но фильмы подвергались жесточайшей цензуре, фаворитами были только те режиссеры, которые снимали фильмы, идеализировавшие Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, и представлявшие эти события в выгодном свете. Это братья Васильевы «Чапаев», Ромм «Ленин в октябре», Николай Экка «Путевка в жизнь». Но все-таки Сталин понимал, что одними идеологически выдержанными фильмами не удовлетворишь интерес людей к кино. И в эти годы появляются комедии Григория Александрова – ученика Сергея Эйзенштейна – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Восходят такие звезды как Любовь Орлова, Леонид Утесов, Игорь Ильинский. В 1941 году уже в начале войны была закончена и выпущена на экраны музыкальная кинокомедия «Свинарка и пастух». Прекрасная комедия военных лет – «Два бойца» с дуэтом двух кинозвезд советского кино – Марком Бернесом и Леонидом Андреевым. В конце 50-х начале 60-х годов появились прекрасные кинокомедии: «Карнавальная ночь» с великолепной Людмилой Гурченко, «Гусарская баллада» (дебютный фильм Ларисы Голубкиной) - Эльдара Рязанова, «Полосатый рейс» с Евгением Леоновым - Владимира Фетина. 60-е годы украшены появлением таких комедийных шедевров, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия.
Из зарубежных кинокомедий наиболее запоминающимися для советских зрителей стали французские кинокомедии 60-х – 70-х с Луи де Фюнесом – серии про Фантомаса и «Жандарма из Сен-Тропе», и Пьером Ришаром в «Высоком блондине в черном ботинке», «Игрушке» и др.
В 70-е – 80-е годы в СССР вышли блистательные кинокомедии «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая», «Афоня» и «Мимино» Георгия Данелия, и, конечно, «Ирония судьбы или с легким паром» Эльдара Рязанова. Это были годы расцвета советской кинокомедии.
В 90-е годы в связи с распадом СССР и всеобщей разрухой происходит упадок в России киноиндустрии вообще и кинокомедии в частности. Кинотеатры пустеют. Народ в основном смотрит американские боевики сначала в видеосалонах, а в конце 90-х уже и на домашних видео. Можно отметить, как удачную, кинокомедию, вышедшую в 1993 году «Окно в Париж» Юрия Мамина. Но зато 1995 год прогремел такой комедией как «Особенности национальной охоты» Рогожкина (главный приз «Кинотавра»).
В американской кинокомедии 90-х царит Джим Керри в фильмах «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», «Маска», «Бэтмен навсегда», «Тупой и еще тупее» и многих других, где он выступает и как актер и как режиссер.
Во Франции в 80-х – 2000-х годах выходят великолепные кинокомедии с Жераром Депардье. Стоит только вспомнить фильм «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Мой папа – Герой». Прекрасны дуэты Жерар Депардье – Пьер Ришар в Фильме «Невезучие» (1981 год) и «Папаши» (1983 год), а также Жерар Депардье – Жан Рено в фильме «Невезучие» 2003 год.